Консультации для родителей и педагогов
08.10.2020
В каком возрасте вести ребенка к логопеду
23.03.2021
Речевой аппарат ребенка – это система органов, которые участвуют в
образовании звуков речи. Чтобы звукопроизношение было правильным, важна
точность, подвижность и согласованность этих органов. Каждый родитель с интересом
наблюдает за своими детьми, с нетерпением ожидая первых слов от них. Иногда это
ожидание может затянуться, в результате чего у мамы возникают опасения, и она
задумывается о том, чтобы показать ребенку логопеду.
Считается, что несовершенство речи до 4-5 лет считается естественным
явлением, поэтому нет необходимости обращаться к специалисту. Это не совсем
так. Вопрос о том, в каком возрасте пора показать ребенка специалисту,
зависит от конкретной причины.
В большинстве случаев основным поводом для беспокойства родителей является
отсутствие речи. В норме ребенок начинает говорить с 1 года, у него появляются
первые слова, при этом он может не выговаривать какие-то звуки до определенного
возраста. К примеру, сонорные звуки Л, Р, Р’ относятся к звукам позднего
онтогенеза, т.е. они появляются в речи малыша в более поздний период его
развития. В 3-4 года дети заменяют их на более простые или пропускают их. В
норме к 6 годам ребенок полностью овладевает нормами родной речи.
Оценить ребенка можно
по следующим критериям:
·
3-4 года – он должен правильно произносить
[ц], [с], [с’], [з], [з’].
·
4-5 лет – [г], [ж], [к], [х], [ч], [ш],
[щ].
·
5-6 лет – [л], [л’], [р], [р’].
К 7 годам ребенок должен выговаривать все
звуки русского языка, а также произносить их без дефектов. Его словарный запас
должен быть достаточно обширен (порядка 3500 слов), он должен составлять
рассказ по картинке и пересказывать текст.
Поводы для обращения к
логопеду
Консультация логопеда
необходима в следующих случаях:
·
Если в возрасте одного года
ребенок не лепечет, не гулит и не произносит повторяющиеся слоги (мама, баба и
т.д.). В этом случае необходимо проведение комплексного обследования. Для
исключения глухоты нужно обратиться к детскому отоларингологу, затем к невропатологу
и после этого, если никаких нарушений развития не выявлено, нужно
отвести ребенка к логопеду.
·
Для ребенка 2 лет. В этом случае
нужно обратиться к специалисту в том случае, если ребенок произносит менее 10
слов или молчит, даже если кажется, что он «все понимает».
·
Для ребенка 3 лет. В этом
возрасте консультация логопеда обязательна. Кроме того, обращение к специалисту
необходимо, если ребенок не говорит фразами, заменяет один звук другим (к
примеру, т на к), разговаривает на непонятном для окружающих языке. Если в этом
возрасте ребенок вообще не произносит никаких слов, то у него могут быть
диагностированы даже грубые нарушения общего развития.
·
Для ребенка 4 лет. Обычно дети
старше четырех лет уже должны разговаривать правильно, поэтому помощь специалиста
необходима, если малыш произносит не все звуки родного языка, его речь
невнятная и нечеткая, у него есть проблемы с ответами на простые вопросы.
·
Для ребенка 5 лет. Обращение
к логопеду необходимо в случае, есть шепелявость, гнусавость, бедный
словарный запас. Помощь специалиста также необходима, если у малыша слишком
мягкое произношение звуков. К примеру, «щапка», «тяйник», «лямпотька».
·
Для ребенка 6 лет. Помощь нужна,
если ребенок не может пересказать даже небольшой текст, перекручивает слова, не
может запомнить стихотворение, отвечает на вопросы односложно, а также не может
составить простой рассказ по картинке.
Обратите внимание, что у 6-летнего
дошкольника нельзя игнорировать даже незначительные, на первый взгляд,
отклонения от нормы. Впереди его ждет школа, поэтому его речь должна быть
правильной – это залог успешного обучения и нормальной коммуникации со своими
сверстниками. Если речь будет невнятной, нечеткой, с каким-либо дефектами, то
велика вероятность насмешек со стороны одноклассников.
Когда нужно показать ребенка логопеду в первый раз?
Если раньше все в один голос утверждали,
что ребенка необходимо показать логопеду только
в возрасте пяти лет, то сейчас эти временные рамки сдвинулись.
Поход к специалисту
должен быть не вынужденным, а профилактическим, поэтому первый раз нужно
сходить к нему, когда ребенку будет 3-4 года (даже если нет видимых
отклонений). Если же отклонения от нормы есть, то обращаться за логопедической
помощью нужно раньше. Кроме того, родителям просто будет полезным проконсультироваться
у специалиста по поводу того, как им правильно нужно работать над развитием
речи малыша, каких ошибок стоит избегать и т.д.
Небольшая
памятка для родителей
Есть ряд определенных рекомендаций, к которым стоит прислушаться родителям,
если они хотят, чтобы речь их ребенка была четкой, плавной и выразительной. Их
несколько:
·
Следите за своей речью. Не нужно говорить
слишком громко и быстро, следите за правильностью произношения звуков. Дети
подражают своим родителям, поэтому именно вы должны быть примером для него.
·
Не злоупотребляйте соской-пустышкой.
Знакомая всем с детства пустышка действительно может причинить вред, если
ребенок будет подолгу и часто держать ее во рту. Она может привести к
формированию высокого нёба, что приведет искаженному звукопроизношению. Кроме
того, соска элементарно мешает малышу говорить.
·
Подражать должен ребенок, а не вы, поэтому
воздержитесь от повторения за ним его детской речи: баиньки, ам-ам, бибика и
т.д. Общайтесь с ним нормальным взрослым языком – так он будет понимать, что
именно такая речь является правильной.
·
Если малыш проявляет упрямство, отказывает
говорить, хотя он это умеет, то игнорируйте его жесты и мимику. Откликайтесь
только в том случае, если он использует речь.
·
Если в своей речи он совершает ошибки, то
не нужно его критиковать, ругать и тем более наказывать. Подобные действия
приведут к обратному эффекту – он просто откажется от общения и станет молчать.
Только такой подход позволит избежать
возможных проблем в формировании речевых навыков. Обратите внимание, что
обращение к логопеду все равно является обязательным, даже если вам кажется,
что у вашего малыша нет никаких проблем. Поэтому в возрасте 3 лет и
до поступления в школу посещение должно быть ежегодным, что позволит вовремя
выявить нарушение и устранить его.
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей
09.02.2021
Семья – первая социальная
общность, которая закладывает основы личности качеств ребенка. В семье он
приобретает первоначальный опыт общения, здесь же возникает у малыша чувство
доверия к окружающему миру, к близким людям. Семейное воспитание должно помочь
ребенку изначально усвоить нормы поведения в обществе, коллективе, во
взаимоотношениях с людьми, то есть воспитание в современном обществе рассматривается
не только как сугубо семейное дело, но и как социальная обязанность
родителей.
Безусловно, успешность адаптации детей
мигрантов и детей вынужденных переселенцев можно гарантировать только тогда,
когда создано единое воспитательно-образовательное пространство «семья –
образовательное учреждение». Опыт показывает, что чем теснее осуществляется
связь семьи и учреждения образования, тем эффективнее педагогический
результат.
Для успешной адаптации детей мигрантов и
детей вынужденных переселенцев необходима систематическая работа всего
педагогического коллектива образовательного учреждения с семьей, которая
включает в себя:
-планирование
содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм
работы;
-обеспечение
ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в образовательном
учреждении, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его
ребенке;
-определение
«проблемных зон» развития ребенка и пути их решения; - установление требования
всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в
создавшейся конфликтной ситуации;
- повышение
психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического
процесса – педагогов, родителей, детей;
-
совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном
учреждении; - обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и
семье.
Ведущими направлениями взаимодействия образовательного учреждения и
семьи мигрантов и вынужденных переселенцев могут быть:
-изучение
семьи, ее проблем и потребностей (анкетирование, мониторинг, собеседования и
т.д.);
-информирование
родителей (родительские собрания, дни открытых дверей, родительские
конференции, дискуссии, родительские вечера и т.д.);
-психолого-педагогическое
просвещение родителей (родительский лекторий, материнская школа, семейная
гостиная, консультационная служба, проведение и практикумов и тренингов с
родителями);
-совместная
деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, рассказ о
семейных традициях, увлечения, проведение совместных мероприятий, праздников и
дел, творческие встречи с родителями, презентация семейных династий, создание
тематических фотоальбомов и т.д.).
Привлечение родителей к совместной
деятельности решает ряд воспитательных задач:
-установление
дружеских отношений, сотрудничества, формирование опыта творческой
деятельности;
-формирование
межпоколенной трансмиссии, укрепление традиций, передача навыков и умений в
разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно полезной,
художественно-творческой, игровой, свободном общении;
-налаживание
теплых отношений между детьми, родителями и педагогами за счет совместного
позитивного
переживания.
Педагогам следует обратить внимание родителей,
что адаптация их детей будет проходить успешно только в условиях тесного
взаимодействия образовательного учреждения и
семьи.
Можно условно обозначить следующий механизм
построения конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения,
направленного на успешную адаптация детей мигрантов, детей вынужденных
переселенцев:
1.Первоначальное
скрининговое обследование поступающих в образовательное учреждение детей
мигрантов, вынужденных переселенцев (социальное и материальное положение семьи;
уровень владения русским языком – письменным и устным; психофизическое
состояние ребенка).
2.При
необходимости – всестороннее обучение языку при использовании традиционных
методов и интерактивных методик.
3.Разъяснение
родителям необходимость обязательного участия их детей в дополнительных
занятиях и культурных мероприятиях второй половины дня (присмотр фильмов,
использование компьютерный языковых и культурологических программ, участие в
секциях, кружках).
4.Создание
оптимальной «принимающей среды» для включения детей мигрантов и вынужденных
переселенцев в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где
ребенок со слабым владением языком может применять свои ресурсы и умения, быть
успешным наравне с одноклассниками.
5.Включение
в культурную среду совместными силами педагогических работников, учащихся и их
семей.
Проведение совместной работы
образовательного учреждения с семьями мигрантов и вынужденных переселенцев
можно условно разделить на два направления:
-объединяющие
мероприятия, способствующие сближению учащихся и становлению активной
гражданской позиции (родительские клубы, школьные советы, семейные
соревнования, проведение общегражданских праздников);
-мероприятия
с этнокультурным компонентом, способствующие становлению и сохранению
позитивной этнической идентичности и развивающие межкультурные контакты.
Данные мероприятия служат сохранению и
развитию традиций многонационального округа. В их число входят
многонациональные фестивали, выставки, презентации национальных костюмов,
кухни, ремесел, фольклорные и театральные мероприятия, фестивали семейных
театров и фольклорных
групп.
Педагогам следует рекомендовать родителям особенно
внимательно относиться к чувствам и поведению своих детей в период адаптации.
Если родители замечают, что сын или дочь проявляют интолерантное поведение, то
им следует узнать причину такого поведения ребенка, прямо и открыто обсудить с
ним эту проблему. Родителям необходимо интересоваться кругом общения ребенка,
обращать внимание на то, что он читает, какие телепередачи смотрит. Родители
должны обязательно контролировать собственные высказывания. Пусть они знают и
помнят, что дети всегда «зеркалят» их мысли, взгляды, высказывания, точку
зрения на ту или иную
ситуацию.
Задача родителей – не только
знакомить ребенка с собственными традициями и семейным укладом, но и культурой
округа, особенностями тех народов, с которыми ребенку предстоит
взаимодействовать.
08.12.2020
Многие из нас еще помнят тот самый синий букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор, чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное - правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Многие родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними - и их ребенок. И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное. Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.
Просмотров всего: , сегодня:
08.10.2020

Просмотров всего: , сегодня:
07.10.2020

Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017

Просмотров всего: , сегодня: