Консультация для родителей и педагогов «Заикание у детей дошкольного возраста»
08.10.2020
Заикание – такое нарушение плавности речи, при котором запинки,
повторение и растяжение слогов сопровождается мышечным напряжением – судорогой
органов артикуляции, дыхания, голоса. Попытка преодолеть запинки обычно
усиливает заикание.
Возникает заикание в
возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи у ребенка, во
время которого запинки (внезапные остановки в речи) наблюдаются у большинства
детей. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать
отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять различные лишние звуки и
слова: «а», «ну», «вот» и т.п. Это нормальный процесс становления ритмической
речи, когда ребенок научится выражать свои мысли, запинки будут проявляться
реже.
Проблема заикания –
проблема комплексная и требует внимания нескольких специалистов: невролога,
логопеда и психолога.
Как избавиться от заикания
1 Совет. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он
несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет
периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и
другие системы организма.
Сначала необходимо выполнять
гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все
мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого
массажа, напротив, активизируются.
Техника массажа.
·
Проводим лёгкими, поглаживающими движениями
от середины лба к вискам;
·
От середины лба к вискам и вокруг и под
глазами до переносицы;
·
От крыльев носа к ушам;
·
Гладим щёки круговыми движениями, по
часовой стрелке;
·
Гладим шею;
·
Рук, плеч в направлении к туловищу;
·
Живота круговыми движениями по часовой
стрелке.
Делаем вибрационный самомассаж методом
энергичных постукиваний.
Техника вибрационного массажа.
·
По лбу с произнесением звука М, по
верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
·
По нижней губе с произнесением звука З;
·
По верхней части груди с произнесением
звука Ж;
·
По спине слева и справа на звуке М.
Вибрационный самомассаж лучше проводить
стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.
2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом
процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и
языка.
Упражнение
1. Широко раскрыть рот. Первым условием
чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное
положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно
касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и
длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы
(ыыыыыы).
Упражнение
2. Показать зубы, растянув губы в широкой
улыбке. Повторить 5-6 раз.
Упражнение
3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно
произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и
вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую – вправо, влево. Повторит
3-4 раза.
Упражнение
4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в
правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.
3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует
тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и
эластичными.
Упражняйтесь в проговаривании слогов,
слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую
пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были
обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.
Если это упражнение делает ребёнок, то
чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики.
Делайте упражнение вместе с ребёнком.
Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К,
Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков,
при произнесении которых не включаются губы.
Например,
·
лага-лада-лапа-лана
·
лаго-ладо-лало-лано
·
лагу-ладу-лалу-лану
Затем переходим к проговариванию слов и
фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро,
слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.
Скороговорки для детей и взрослых
У осы не усы, не усищи, а усики.
Лёша неуклюжий
Шлёпнулся в лужу.
Порвал и промочил штанишки,
Набил на лбу большую шишку.
Звала по малину Марина Галину,
Галина Марину звала по калину.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Саньку – вбок,
Соньку в лоб, все в сугроб – хлоп!
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что
шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.
учитель-логопед Дунаева Надежда Степановна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.10.2020
Дата обновления: 08.10.2020
Дата публикации: 08.10.2020