Краткая презентация образовательной программы
25.04.2020
Уважаемые родители!
30.04.2021
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Педагогический коллектив МБДОУ Детского сада «Синяя
птица» заинтересован в партнерском взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений. Мы признаём важность
привлечения вас, родителей, к участию в работе детского сада. В нашем учреждении работает команда специалистов, готовых помочь в
поиске методов развития разных сфер каждого ребенка. Поэтому мы в полной мере стремимся использовать инновации в обучении и
воспитании. Несомненно, совместная деятельность детского сада и семьи способствует созданию условий для самореализации
родительского потенциала и воспитания будущих созидателей жизни.
Наша Программа разработана с учётом Примерной основной
образовательной программы, программы «От рождения до школы». Программа «От рождения до школы» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (приказ №1155 Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 года).
Авторы программы «От рождения до
школы» основывались на важном дидактическом принципе - развивающего обучения и
на научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное
обучение «ведет» за собой развитие. Развитие выступает как важнейший результат успешности
воспитания и образования детей.
В чём особенности нашей Программы?
Программа разработана в соответствии с основными
направлениями развития личности ребенка и спроектирована с учётом особенностей
образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов
воспитанников. Природные условия Крайнего Севера не позволяют в достаточной
мере знакомить детей с объектами живой и неживой природы. Поэтому особое
внимание в Программе уделяется активизации познавательной деятельности, формированию
учебно-познавательной компетенции дошкольников. Деятельность по
физкультурно-оздоровительному направлению строится таким образом, чтобы
решались общие и коррекционные задачи: формирование необходимых двигательных
умений и навыков, физических качеств и способностей.
Программа направлена на создание благоприятных условий для формирования основ базовой
культуры личности ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями для его эффективной социализации.
Приоритетные задачи:
ü сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечить эмоциональное благополучие, развитие положительного самоощущения;
ü
обеспечить равные стартовые
возможности
ü развивать познавательную мотивацию и формировать
познавательные действия, стремления к самостоятельному познанию;
ü развивать инициативность, любознательность, способность к
творческому самовыражению через разные виды деятельности, творческую активность
детей;
ü развивать компетентность в сфере отношений к миру, к людям,
к себе через включение детей в различные формы сотрудничества;
ü формировать общую культуру воспитанников, развивать их
нравственные, интеллектуальные, физические, эстетические качества;
ü создать развивающую образовательную среду как систему
условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы направлено
на активное познание мира и человеческих отношений, формирование основ
личности будущего гражданина.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной
компетентности ребенка. Для того, чтобы быть успешным в обществе, дети должны
обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты
с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и
взрослыми. Условием социализации становится развитие творческого потенциала
личности, а ее практическими критериями – активность, эмоциональное
благополучие и социальная компетентность.
Реализация в Программе принципа культуросообразности обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании. Содержание этнокультурной направленности призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, адаптацию к условиям жизни в ближайшем социуме, толерантности в условиях современного мира. Особую значимость приобретает задача формирования патриотизма и гражданственности, воспитания положительных нравственных качеств личности.
Опора на лучшие традиции дошкольного образования позволяет комплексно решать задачи по охране жизни и укреплению здоровья детей.
С целью обеспечения организации образовательного процесса
наряду с основной образовательной программой «От рождения до школы»
педагогический коллектив использует парциальные программы и методические
пособия:
ü в направлении познавательного развития: методические пособия Сычевой Г.Е. «Формирование
элементарных математических представлений» (с 4 лет);
ü в направлении речевого развития: Программа развития речи дошкольников Ушакова
О.С., методические пособия О.С. Ушаковой «Развитие речи детей» (с 3 лет);
ü в направлении художественно-эстетического развития: программа «Ладушки»,
Каплуновой И., Новоскольцевой И., парциальная программа
художественно-эстетического развития детей в изобразительной деятельности
«Цветные ладошки» И.А. Лыковой (с 3 лет);
ü в направлении физического развития: методическое пособие
Чеменова А.А., Столмакова Т.В. «Система обучения плаванию детей дошкольного
возраста» (с 4 лет).
Взаимодействие
педагогического коллектива МБДОУ с семьёй заключается в обеспечении
разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в
осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей
последующей жизни человека.
Модель
взаимодействия родителей (законных представителей) и МБДОУ состоит из:
ü Наглядно-информационного блока – это стенды, папки-передвижки, работа со
СМИ, выставки, дни открытых дверей, памятки для родителей, открытые просмотры
детской деятельности, экскурсии по МБДОУ, фотоальбомы групп, фотовыставки.
ü Участия родителей в управлении МБДОУ – родительский комитет, участие
родителей: в Совете учреждения, в работе бракеражной комиссии и мобильной
группе по питанию, в разработке программы развития МБДОУ.
ü Информационно-аналитического блока – анкетирование, беседы, опросы,
интервьюирование, маркетинговые исследования (соц. срезы).
ü Познавательного блока – библиотека для родителей, создание совместных
проектов, работа сайта МБДОУ в сети интернет.
ü Досугового блока – праздники, развлечения, конкурсы, викторины, выставки различной тематике.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй.
В МБДОУ реализуются:
ü краткосрочные проекты по
питанию «Придумай сказку», «Здоровый ребенок» и т. д.
Воспитанники
МБДОУ принимают участие в городских акциях «Покорми птиц зимой», «Неделя
Добра», «Мы помним! Мы гордимся!», в мероприятиях в
рамках Всемирного дня сердца и Российской национальной недели здорового сердца,
масштабной Всероссийской акции "Мы - граждане России" и др.
- проект «За здоровьем
в детский сад!» раскрывает опыт по
использованию здоровьесберегающих технологий в оздоровлении детей. В рамках
этого проекта проводятся выезды воспитанников разных возрастных групп детского
сада с родителями и педагогами на лыжную базу, где соревнуются в эстафетах и
гуляют по лесу. Инструкторы по
физической культуре тра проводит Зимнюю
Спартакиаду, знакомит родителей с физкультурно-спортивным комплексом ГТО и
проводит мастер-классы по подготовке к выполнению нормативов 1 ступени комплекса
ГТО. Дети с
родителями и инструктором по физической культуре ходят на массовое катание на
лыжах «Лыжная база», ГАУ ЯНАО «Ледовый дворец» и учатся делать свои
первые шаги на
коньках и лыжах.
В ходе спортивно-оздоровительного проекта «За здоровьем в детский
сад!»
малыши учатся обливать руки прохладной водой до локтя, полоскать рот после еды,
принимать воздушные ванны после пробуждения и с удовольствием ходить босиком по
массажным коврикам, которые сделали своими руками мамы и бабушки. В рамках
этого проекта родителями проводят анкетирование и семинар-практикум на тему «За здоровьем в детский
сад!»,
на котором они представляют свое домашнее задание: стенгазету и массажные
коврики для профилактики плоскостопия.
- проект «Мой край родной» помогает растущему человеку открывать Родину в том, что ему
близко и дорого - в ближайшем окружении.
- проект по питанию «Придумай сказку» внедряется с целью
внедрения культуры здорового питания. В этом проекте участвуют все участники
образовательного процесса.
Раз в квартал
для родителей издаётся общая газета «Синяя птица», которая информирует
родителей о жизни ребенка в детском саду, об интересных гостях, постановках и
событиях и другая информация.
Активными
помощниками являются родители при подготовки выставок творческих работ: «Осень
золотая», «Кормушки для птиц», «Зимняя забава», « Фотовыстака к 23
февраля», «Папа, мама я дружная семья»,
« К Дню Победы» и др.
При этом взаимоотношения сотрудников МБДОУ с родителями (законными представителями) строятся на основе открытости, демократичности, личной заинтересованности.
Часть образовательной программы, сформированная участниками образовательных отношений, представлена проектами и программами, которые направлены на расширение содержания отдельных образовательных областей обязательной части программы:
· Проект «Север мой-дом
родной»»;
· «Малыши-крепыши», «Здоровым быть здорово!» Проекты
по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей
дошкольного возраста;
· Проект «Подвижные игры
народов Севера в развитии физических качеств»;
· Проект «Аквааэробика»;
· Проект «Будущие звезочки».
Актуальность выбора данных программ и проектов определяется образовательными потребностями и интересами детей и родителей, а также возможностями педагогического коллектива учреждения и условиями, созданными в детском саду.
В результате реализации Программы дети:
-
накапливают позитивный социальный
опыт через реальную практику взаимодействия друг с другом, со взрослыми;
-
в игровых ситуациях обогащают и
осмысливают собственный социальный опыт;
-
преодолевают поведенческие и
эмоциональные проблемы;
-
самовыражаются в
художественно-творческой деятельности.
Таким образом, дошкольник приобретает социально значимый
опыт для перехода к следующей ступени образования.
Принципы:
·
полноценное проживание ребёнком всех
этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификации) детского развития;
·
принцип культуросообразности
образования;
·
индивидуализация дошкольного
образования;
·
поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности;
·
поддержка творческой и социальной
успешности воспитанников;
·
партнерство с семьей, сотрудничество
детей и взрослых;
·
приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства;
·
формирование познавательных
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
·
возрастная адекватность
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
·
учёт этнокультурной ситуации
развития детей;
·
здоровьесберегающее сопровождение
детей в образовательном процессе;
·
обеспечение преемственности
дошкольного общего и начального общего образования.
Образовательная деятельность требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми
задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В нашем учреждении образовательная деятельность организуется
на основе учебного плана и календарного учебного графика.
Учебный план является нормативным актом, устанавливающим
перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на
проведение непосредственно образовательной деятельности образовательной
деятельности в режимных моментах в течение дня с распределением времени на
основе СанПиН. Распределение образовательной деятельности в плане даёт
возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах
дифференциации и вариативности.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей:
от 2 до 3 лет - не более 10 минут;
от 3 до 4 лет - не более 15 минут;
от 4 до 5 лет – не более 20 минут;
от 5 до 6 лет – не более 25 минут;
от 6 до 7 лет – не более 30 минут.